Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.
В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента:
– федеральный;
– национально-региональный;
– местный, школьный.
В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа.
Школьный компонент отражает специфику функционирования отдельно взятого образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
– описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
– требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
– максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
– владение базовыми понятиями;
– знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
– умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
– иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
– знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;
– владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т. п.).
Каждый из этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.
Нормативно-правовая база введения ФГОС
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ "Об образовании в РФ"
- Закон об образовании Кировской области
-
Поэтапный переход обучающихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Кировской области на федеральные государственные образовательные стандарты
-
Решение регионального координационного совета по переходу на ФГОС
-
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.5.7821-10)
-
Изменения в СанПин 2.4.2.2821-10
-
Организация внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования
-
Оснащение спортивных залов и сооружений образовательных учреждений
-
Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (ФГОС ООО)
-
Федеральные требования в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений Рекомендации по оснащению образовательных учреждений оборудованием (региональный компонент)
-
Внесение изменений в ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373
-
Внесение изменений в ФГОС НОО от 22 сентября 2011 г. N 2357
-
Внесение изменений в ФГОС НОО от 18 декабря 2012 г. № 1060
Приказ министерства образования Кировской области от 05.12.2016 года № 5-1202 О поэтапном переходе обучающихся на федеральные образовательные стандарты.